Введением Автогражданки предполагалось исключить индивидуальные разборки на дороге в случае дтп и гарантировать потерпевшей стороне возмещение ущерба страховой компанией, принявшей на себя риски автогражданской ответственности. Следуя букве закона, ни один водитель не вправе выезжать на дорогу без необходимого пакета документов (ПДД ст.2.1.1, ФЗ №40 ст.4), в который включен страховой полис.
В случае аварии, виновником которой стал держатель полиса, СК восполняет убытки второй стороне в пределах узаконенного финансового лимита. Максимальная выплата по осаго производится в особо тяжёлых случаях.
Как добиться максимального размера компенсации?
В рамках Осаго возмещению подлежат причинённые убытки имущественного и физического (личностного) толка.
Страховое возмещение не компенсирует моральные потери и упущенную выгоду.
Страховые гарантии, подкреплённые полисом, не есть одноразовая акция: выплата должна производиться столько раз, сколько клиент СК окажется инициатором дорожного происшествия.
Компенсация полученных убытков производится, если налицо совокупность обстоятельств:
- ответственность виновника застрахована;
- документы о происшествии оформлены в соответствии с требованиями;
- сроки подачи документов в СК соблюдены;
- физические и имущественные повреждения получили авторитетное подтверждение и соответствуют обстоятельствам дтп;
- дтп классифицируется как страховой случай (ФЗ №40 стт.11, 11.1).
Выплата не будет осуществлена, если:
- полис не действителен (сроки, фальсификация);
- человек, управлявший автомобилем в момент происшествия, не может подтвердить свои права на пользование тс;
- дтп инсценировано;
- происшествие квалифицировано по ФЗ№40 ст.6;
- дтп задокументировано с нарушениями или официально не зафиксировано вовсе;
- нарушены сроки подачи документов;
- пострадавшая машина отремонтирована или утилизирована до проведения экспертной оценки (ФЗ ст.12).
Спорные ситуации, в которых правомерен регресс (ФЗ №40 ст.14), не могут служить причиной отклонения выплаты, хотя страховые компании очень часто мотивируют отказ, пользуясь юридической безграмотностью автовладельцев (ФЗ №40 ст.12 п.25).
[attention type=green]Сумма возмещения формируется на базе экспертной оценки и достигает максимума, если имеются существенные технические повреждения и/или нанесён непоправимый ущерб здоровью (жизни) участников дтп.[/attention]
Максимальная сумма выплаты по ОСАГО в 2017 году
Финансовый коридор выплат Осаго был расширен более 2 лет назад, что привело к удорожанию Автогражданки и росту числа судебных разбирательств из-за участившихся попыток страховщиков уйти от ответственности. Теперь максимальные выплаты по осаго при дтп также изменились.
В настоящее время предельные компенсационные суммы таковы (ФЗ №40 стт.7, 11.1, 12/22):
- имущественные повреждения – до 400 тысяч;
- урон физическому состоянию личности – до 500 тысяч, в том числе 25 тысяч на захоронение и 475 тысяч по потере кормильца;
- имущественные повреждения с оформлением европротокола – 50 тысяч;
- имущественный ущерб с оформлением европротокола в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, если оба авто оснащены Глонасс, и документирование обстоятельств аварии проведено детально и с использованием техсредств и современных технологий;
- имущественные повреждения по обоюдке – по 50% от фактического ущерба, если суд не распределил виновность сторон в иной пропорции.
Максимальная выплата по осаго в 2017 также подразумевает ряд обстоятельств, которые позволяют получить большую сумму.
На предельно допустимую выплату по человеческому параметру можно рассчитывать лишь в том случае, если причинённый ущерб поистине трагичен:
- пострадал ребёнок, которому в результате назначена инвалидность;
- авария привела к первой группе инвалидности потерпевшего;
- смертельный исход (дотация на погребение и однократная выплата по смерти кормильца).
На предельно допустимую выплату по техническому ущербу можно рассчитывать, если авто пострадало очень сильно, и при этом проведённая экспертиза подтвердила соответствие характера имеющихся повреждений обстоятельствам дтп, документам, описаниям, приложенным схемам, фото- и/или видеоматериалам.
Следует отметить, такая идеальная ситуация случается крайне редко, и страховые компании используют любые уловки и некорректные действия, чтобы отказать в возмещении ущерба или «урезать» сумму до немыслимого минимума.
Компенсация за повреждение авто
Имущественный ущерб покрывается в объёме, не превышающем 400 тысяч рублей, а в случае европротокола (в регионах) – до 50 тысяч. При обоюдной вине автовладельцы могут рассчитывать на 50% возмещение убытков, если суд не разделил ответственность иным путём (чаще всего суд устанавливает виновность в равных долях). Иными словами, говорить при обоюдке о максимальной выплате не приходится, так как в этом случае обе машины были бы разбиты вдребезги, что обычно позволяет легко идентифицировать виновную и пострадавшую стороны.
Для затребования компенсации в страховую компанию должно быть подано соответствующее заявление, к которому прилагают:
- извещение об аварии, заполненное на месте (бланк извещения входит в пакет страховых документов при получении Осаго в СК);
- при обоюдной вине прикладываются копии обоих постановлений об административном правонарушении и наложении штрафа;
- при оформлении европротокола потребуется специальное извещение о происшествии, заполненное обоими участниками (бланк прилагается к пакету страховых документов);
- протокол и справку о дтп (выписывается автоинспектором);
На подачу документов в страховую отводится 5 дней. На реакцию СК в случае обнаружения неточностей или отсутствия каких-то бумаг отведено 3 дня. В рамках 20-дневного срока со дня поступления заявления должна быть произведена выплата или же пострадавшее в аварии авто должно быть направлено на СТО для проведения восстановительных работ. Обязательный осмотр и возможная экспертиза для оценки ущерба и выявления повреждений проводятся в рамках означенных 20 рабочих дней.
При просрочке выплаты СК или направления на СТО, равно как и пропуск срока на ответную реакцию и мотивированный отказ, караются финансовыми санкциями.
[attention type=yellow]ФЗ №49 2017/28/03 узаконено натуральное возмещение убытков пострадавшему (ремонтные работы) на сумму, эквивалентную размеру предполагаемой компенсации. Альтернатива в виде денежных средств допускается в исключительных случаях, как то гибель авто и/или водителя, инвалидный статус потерпевшего, несоразмерная дороговизна предполагаемого восстановления тс.[/attention]
Размер фактической выплаты
Добиться адекватной выплаты, соответствующей уровню повреждения авто, в большинстве случаев можно только через суд: СК всеми силами стараются занизить сумму, используя «своих независимых экспертов» при оценке и делая ставку на некомпетентность клиентов.
Следует иметь в виду, что клиент, подписавший бумагу о поименованном ущербе тс и документ о направлении авто на станцию техобслуживания для проведения работ, соглашается со всеми честными и нечестными ходами страховой компании. В этом случае его шансы на оспаривание дела в суде обречены.
Для устранения разногласий между СК и пострадавшим в дтп по оценке характера повреждений и суммы компенсации назначается независимая экспертиза (ФЗ №40 стт.12 п.11, 12.1), действующая в соответствии с Положениями ЦБ №432-П и №433-П от 2014/19/09.
Экспертиза инициируется:
- в стандартном случае – страховщиком с целью оценки ущерба, соответствия имеющихся повреждений обстоятельствам аварии, стоимости ремонтных работ и запасных частей;
- в случае игнорирования экспертизы страховщиком – автовладельцем, при этом СК обязана принять во внимание заключение экспертов при назначении выплаты;
- в случае несогласия с проведённой экспертизой, организованной страховой компанией – выгодоприобретателем, при этом заключением экспертов можно оперировать при обращении в суд.
Выгодоприобретатель должен представить повреждённое тс для оценочной экспертизы по требованию СК. Необоснованный отказ от официальной экспертизы может стать поводом для отказа в выплате. В случае самостоятельной организации экспертизы и зафиксированном отказе от официальной процедуры документы об установленном ущербе считаются недействительными, а действия клиента рассматриваются как противоправные, что автоматические подразумевает отказ в выплате с возвратом поданного заявления (ФЗ №40 ст.12 п.11 абзац 4).
[attention type=yellow]Степень износа повреждённых частей и деталей автомобиля устанавливается в ходе экспертизы. Коэффициент изношенности будет учтён при расчёте страхового покрытия, так как установка б/у узлов, частей и агрегатов в процессе РВР по Осаго запрещена законом (ФЗ №40 ст.12 п.15.1 абзац 3; ст.12.1 п.3).[/attention]
Если ущерб оказался большим максимальной выплаты
Страховщик не вправе отказывать в компенсации, если ущерб превышает максимальную выплату. В этом случае нововведение 2017, касающееся узаконивания покрытия убытка натурой (ремонт) не действует. Клиент получает максимальное возмещение на руки, если не желает доплачивать ремонтникам (ФЗ №40 ст.16.1д), и инициирует востребование недостающей суммы с виновника происшествия.
Разрешение вопроса с виновником дтп предполагает несколько вариантов:
- наличие у него Дсаго, обеспечивающего покрытие ущерба сверх нормы ФЗ №40 ст.4 п.5-6;
- досудебное урегулирование посредством переговоров (ГК ст.452; ФЗ №47 2016г.);
- досудебное мирное соглашение (ГПК ст.220; АПК ст.150);
- суд;
- мировое соглашение в процессе суда, предваряющее вынесение решения (ГПК ст.173).
Любая достигнутая договорённость между сторонами должна быть оформлена на бумаге и подписана участниками договора.
Итак, максимум по Осаго в настоящее время лимитирован суммой в полмиллиона рублей на покрытие ущерба личности и суммой в 400 тысяч – повреждение ТС. На практике потолочные суммы выплачиваются крайне редко и становятся реальностью в случае трагических последствий: человеческие жертвы, серьёзная инвалидность и очень серьёзное повреждение авто.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа
Или звоните по телефонам:
+7 (812) 425-62-38 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 350-97-52 - Другие регионы РФ
Это быстро и бесплатно!