Взыскание выплат с обладателей ОСАГО — статья 14 закона об ОСАГО

Каждый водитель легкового или грузового транспорта должен иметь при себе полис ОСАГО.

Он выступает гарантией того, что вред пострадавшей стороне возместит полностью или же частично страховая компания.

В свою очередь, после этого, страховщик получает право регрессных (обратных) требований к стороне, виновной в ДТП.

Всю процедуру при этом регулирует ст. 14 закона об ОСАГО. Ее практическому применению и посвящен предлагаемый материал.

Статья 14 Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

Данная норма устанавливает тот перечень ситуаций, когда произведенную потерпевшему выплату, страховая компания затем может взыскать с обладателя полиса ОСАГО. Вот лишь список основных ситуаций.

Так, право регресса возникает тогда, когда будет доказана вина застрахованного лица в дорожных событиях.

Доказательствами этого факта могут выступать постановление суда или ГИБДД о наложении штрафа или даже приговор по уголовному делу (если оно касается тяжких, средних телесных повреждений или летального исхода).

С иском к держателю полиса страховая компания может обратиться в том случае, когда он управлял автомобилем без прав, либо же в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения. При этом факт наличия в крови запрещенных веществ должен быть подкреплен, данными медицинского освидетельствования.

Сказанное выше касается также ситуаций, когда у водителя была просрочена страховка или он не был вписан в полис. Оставлять место ДТП также не имеет смысла, поскольку наряду с лишением прав последует разбирательство со страховой компанией.

Законодательство говорит о том, что в случае дорожной аварии без вызова ГИБДД, владелец полиса должен направить страховой компании двухстороннее (составленное совместно с потерпевшим) извещение о случившемся событии. На это отводится по законодательству 5 дней. В противном случае у страховой компании также возникает право требовать регрессной выплаты.

[attention type=yellow]Цена регрессного иска не будет ограничена только лишь теми суммами, которые возмещены потерпевшей стороне. В состав требований войдут затраты страховой компании на расследование аварийного случая, расходы на проведение всех необходимых экспертиз.[/attention]

Права страховщика

страховой полисСтраховая компания вправе предварительно обратиться с претензией. Ее цель — возмещение всех сумм в добровольном порядке.

Нередко такой шаг имеет свои результаты. Ведь с виновника ДТП дополнительно взыскиваются судебные издержки.

Страховщик имеет право исследовать материалы административного дела, принимать участие в судебных заседаниях и заявлять свои ходатайства. В процессе дела страховая компания, как истец, имеет право уменьшать или увеличивать исковые требования, привлекать в процесс других граждан и предприятия, в качестве ответчиков.

Страховая компания в отдельных случаях имеет право предъявить в некоторых ситуациях свои требования и к СТО. Происходит это в том случае, когда в ходе техосмотра были выявлены неисправности, однако они не нашли своего отражения в так называемой диагностической карте. При этом страховщик обязан доказать причинную связь между неполадками в машине и случившемся за тем ДТП.

https://www.youtube.com/watch?v=GH3Bw9Vyw2k

На какие случаи распространяется

выплаты с застрахованного лицаВыше мы уже привели перечень тех ситуаций, при которых водитель рискует быть подвергнутым регрессному иску со стороны страховой компании.

Главной отличительной чертой являются виновные действия со стороны самого водителя.

Без наличия вины, ни о каком регрессном иске не может идти и речи.

Есть еще несколько ситуаций, когда страховщик получает право на обращение в суд. Так, виновник самовольно отдал машину на СТО без вызова представителя страховой компании. Это происходит в тех случаях, когда ГИБДД на место происшествия не вызывалось.

[attention type=green]С 1 января 2017 года допускается оформить страховку в электронном виде. И если автовладелец сообщил недостоверные сведения о себе, это также может стать поводом для регрессного иска.[/attention]

Статья 14.1

Она регулирует порядок урегулирования последствий ДТП, именуемый в народе «европротоколом».

выплаты по полюсамВ чем кроется смысл всей процедуры.

Участники дорожной аварии могут не вызывать на место события ГИБДД при соблюдении следующих условий:

  • пострадали два и более автомобиля (без вреда здоровью водителям, пассажирам, пешеходам);
  • у каждого из участников ДТП на руках был действующий полис ОСАГО.

В таком случае каждый из участников ДТП заполняет свою часть европротокола и передает соответствующие материалы в свою страховую компанию. По законодательству об ОСАГО каждой из потерпевшей сторон вред возмещает собственная страховая компания при изучении всех обстоятельств ДТП.

Следует отметить, что до 25 сентября 2017 года действовали условия, по которым обратиться в свою страховую компанию можно было лишь в случае столкновения двух машин. Теперь же это правило распространилось и на массовые аварии без вреда здоровью и наличия у каждого причастного к инциденту человека, страхового полиса.

Прямое возмещение убытков

авария и осагоПод этим понятием подразумевается получение потерпевшим страхового возмещения по ОСАГО в той компании, где он оформлял на себя полис.

Случаи, когда это возможно, мы описали выше.

Для выплаты ущерба страховщик организует экспертную оценку автомобиля. В случае несогласия с суммой, определенной специалистом, потерпевший вправе настаивать на проведении повторной оценки.

Если компания потерпевшего возместила ему ущерб, то эти суммы затем ей перечисляются со стороны страхового агентства, выписавшего полис ОСАГО виновнику.

[attention type=yellow]Сегодня реалии таковы, что если не было ущерба здоровью и повреждения не особо значительны, то денежные выплаты страховки заменяются ремонтом автомобиля на СТО. При этом станция заранее должна быть согласована со страховой компанией.[/attention]

Права потерпевшего

осаго автомобилиВ первую очередь, он имеет право на получение страховки.

В зависимости от характера и степени повреждений, ее может выплатить как собственная страховая компания, так и страховщик, обслуживающий виновника аварии.

Возьмем несколько примеров. Допустим, имело место прямое возмещение убытков, о котором мы писали выше.

При этом впоследствии выяснилось, что авария привела к повреждениям здоровья, которые были выявлены позднее. В таком случае закон об ОСАГО позволяет потерпевшему обратиться дополнительно в ту страховую компанию, где обслуживается виновник аварии.

Страхового возмещения бывает недостаточно для погашения всех затрат на восстановление здоровья или имущества. Тогда остаток ущерба, потерпевший может взыскать с виновника ДТП.

Оценка

Она осуществляется посредством проведения независимой экспертизы, которую вправе инициировать как потерпевшая сторона, так и страховая компания.

По результатам ее, специалист должен дать свое заключение сразу по нескольким блокам. В их число входит.

  1. Выяснение обстоятельств ДТП.
  2. Выявление характера повреждений у транспортного средства.
  3. Определение затрат на ремонт пострадавшего автомобиля.

Заключение эксперта станет базой для определения суммы страхового возмещения. Другое дело, что со сделанными выводами пострадавший водитель может не согласиться. Тогда законодательство допускает повторную экспертизу. Назначить ее может и суд.

Возмещение убытков

убытки при аварииУщерб, причиненный при ДТП, имеет несколько составляющих.

Прежде всего, это вред имуществу и здоровью.

Сюда же можно отнести и утраченный заработок за время лечения.

В рамках ОСАГО он возмещается только в той части, которая не покрыта страховкой.

Существует еще и моральный вред, к возмещению которого страховая компания не имеет никакого отношения. Он взыскивается с виновника происшествия в судебном порядке.

Несмотря на кажущуюся для многих прозрачность оформления страховки ОСАГО, жизнь преподносит массу неожиданных проблем. Поэтому, прежде, чем заключать соглашение со страховой компанией, нелишним будет изучить закон об ОСАГО. Кроме того, есть свод правил, утвержденных Центробанком 19.09.2014 г. под № 431-П.

Также внимательно следует прочесть договор, предлагаемый страховой компанией. И если есть вопросы, лучше всего задать сотрудниками их заранее.

https://www.youtube.com/watch?v=52FDaifqlPI

Дорогие читатели! Наша статья могла устареть.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа

Или звоните по телефонам:
+7 (499) 938-66-24 - Москва и обл.
+7 (812) 425-62-38 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 350-97-52 - Другие регионы РФ

Это быстро и бесплатно!