Транспортный налог для инвалидов — полагаются ли льготы?

Все транспортные средства в России облагаются налогом (НК ст.358), плательщиками которого определены официально зарегистрированные владельцы (НК ст.357).

Налог на транспорт вводится НК (глава 28) и детализируется региональным законодательством (например, Закон СПб о транспортном налоге №487-53 2002/16/10 последняя редакция 2016/30/06, Закон Москвы о транспортном налоге №33 2008/09/07 последняя редакция 2015/01/04 и другие).

Местными законами очерчивается и круг льготников, к которым обычно относят нуждающихся в помощи и господдержке, а также владельцев маломощного и специального транспорта.

Люди с ограниченными возможностями являются объективно ущемлённой категорией автособственников, поэтому транспортный налог для инвалидов снимается полностью или частично почти во всех российских регионах.

Критерии отнесения к инвалидам

Автотранспорт для большинства инвалидов – отнюдь не роскошь, потому что без него возможность добраться до врача, собеса или дачи сводится к нулю.

Получение статуса инвалида связано с серьёзными нарушениями здоровья врождённого (дефекты, неполноценность) или приобретённого характера (травмы, заболевания), вследствие чего организм оказывается не в состоянии функционировать в обычном режиме (ФЗ №181 1995/24/11 редакция 2017/07/03 ст.1).

Налоговые преференции соотносятся с группой инвалидности автовладельца, которая устанавливается медэкспертизой на основании оценки способности обслуживать себя, перемещаться в пространстве без посторонней помощи, контролировать эмоции и поведение, работать, учиться и пр. (ФЗ №181 ст.1; ПП №95 2006/20/02 редакция 2016/10/08 стт.5-7):

  1. К первой группе относят автовладельцев, утративших полностью одну функцию (или более) и не способных обходиться без сторонней помощи.
  2. Вторую группу получают те, чьи способности передвижения, самообслуживания, коммуникации и прочие серьёзно нарушены, но не утрачены полностью. Как правило, подобные автолюбители в той или иной степени могут обходиться без стороннего участия, но нуждаются в поддержке и спецоборудовании.
  3. Третья группа объединяет граждан, чья жизнедеятельность отчасти ограничена в силу хронических заболеваний врождённого или приобретённого характера. В большинстве случаев они в состоянии обойтись собственными силами, хотя и в ряде случаев им необходима помощь, внимание и смягчающие условия.
  4. Статус «ребёнок-инвалид» получают несовершеннолетние со стойкими нарушениями и ограничениями способностей.

Транспортный налог для инвалидов 1,2 и 3 группы варьируется в зависимости от региона и местного законодательства.

Региональное законодательство вводит льготы и поправки для автовладельцев с ограниченными возможностями, но они разнятся в зависимости от региона, а в некоторых местах и вовсе отсутствуют (например, Ленинградская область, Омская область).

Полное освобождение от налога

Транспортный налог в общем случае не взимается:

  • с авто, которое куплено через соцзащиту или на выделенные для этой цели социальной службой деньги, если мощность такого ТС не превышает 100 «лошадей»;
  • специальные авто, целенаправленно оборудованные для управления людьми с ограничениями по медицинским показателям.

Через соцзащиту возможность приобретения автомобиля предоставляется инвалидам многих категорий, включая чернобыльцев, участников боевых действий (ВОв и другие), объединениям инвалидов, использующих спецтранспорт.

Специфичность инвалидного авто прописывается в документах на автотранспорт. Машину, самостоятельно реконструированную и приспособленную под инвалида, придётся официально «освидетельствовать» для получения льготного статуса (не всегда получится).

Региональные льготы

Территориальными законами вводится полное или частичное освобождение от транспортного налога, что зависит от решения властей на местах и не противоречит федеральному законодательству (НК ст.356).

Также регионы вносят корректировки мощности инвалидного колёсного транспорта, освобождаемого от налога.

В Москве (Закон №33 2008/09/07 ст.4) транспортное налогообложение снимается:

  • с инвалидов 1 и 2 групп;
  • с инвалидов ВОв и иных боевых действий;
  • с чернобыльских ликвидаторов-инвалидов, ликвидаторов аварии на «Маяке» и инвалидов с ядерного полигона в Семипалатинске;
  • с родителей ребёнка-инвалида и инвалида с детства (авто для транспортировки).

В Санкт-Петербурге (Закон №487-53 2002/16/10 ст.4-1) не платят налог на транспорт:

  • инвалиды всех групп;
  • инвалиды ВОв и иных боевых действий;
  • чернобыльские, семипалатинские и маяковские ликвидаторы;
  • владельцы транспорта старше 15 лет и владельцы транспорта меньше 150 «лошадей».

По Севастополю (Закон № 75-ЗС 2014/14/11 ст.5) льготой пользуются:

  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • инвалиды труда 2-3 степени;
  • инвалиды ВОв и других войн;
  • ликвидаторы (Чернобыль, Маяк, Семипалатинск);
  • инвалиды с детства;
  • НКО инвалидов.
Никаких льгот гражданским инвалидам всех категорий не предусматривают законы Ленинградской (№51-ОЗ 2002/22/11) и Омской (№407-ОЗ от 2002/18/11) областей. В этих регионах транспортные льготы действуют только в отношении военных инвалидов, получивших статус ветеранов.

Должны ли инвалиды платить налог на транспорт?

Платят ли инвалиды транспортный налог?

Если региональным законодательством не оговариваются дополнительные территориальные льготы для автособственников с ограниченными способностями, то следует руководствоваться федеральным законом (НК ст.358 п.2-2).

В этом случае от транспортного налога освобождены:

  • легковые автомашины до 100 лошадиных сил, предоставленные или оплаченные собесом;
  • автомобили, специально оборудованные под инвалидов изначально (по технической документации).

Самостоятельное переоборудование авто не является основанием для предоставления льготы по транспортному налогу (Письмо МФ №03-05-04-04/02 2004/26/03). Купленный же спецавтомобиль на собственные средства попадает под льготу.

Выделенный или оплаченный собесом легковой транспорт автоматически становится льготным по транспортному налогу (ПП №670 2008/20/09). Если машина выделена родителям инвалида до 18 для его перевозки, то родители ребёнка пользуются льготой по всем правилам.

Размер льгот в 2017 году

Автомобилисты с ограниченными возможностями помимо общих льгот, определённых федеральным и региональным законодательством, пользуются рядом преимуществ:

  • снижение вполовину ставки при расчёте транспортного налога (до 150 «лошадей»), если авто приобретено самостоятельно;
  • освобождаются от ряда пошлин и имущественного налога на единицу собственности (например, гараж);
  • 50% налога при покупке авто через собес;
  • 50% при оформлении автостраховки, если инвалид сам сидит за рулём (если владельцем является ребёнок с инвалидностью, то льгота распространяется на его законного представителя).

В льготную автогражданку могут быть вписаны дополнительно не более 2 человек, страховой взнос должен быть внесён в полном объёме.

Данные преференции действительны в отношении транспортных средств, реконструированных под инвалида собственными силами, если внесённые изменения официально зафиксированы автоинспекцией.

Легковой транспорт инвалида 1-2 группы должен быть маркирован табличкой 8.17 ПДД (колясочник на жёлтом фоне) на переднем и заднем стекле автомобиля. Автолюбитель должен иметь при себе справку (Приказ МЗСР №1031н 2010/24/10) в подтверждение права на автольготы (оформление авто, специфика авто, парковка).

Льготники-инвалиды самостоятельно собирают и представляют документы для реализации льготы по транспортному налогу (НК ст.361.1 п.3).

Когда инвалиды полностью платят налог на транспорт?

Не всегда водители освобождаются от уплаты транспортного налога. В ряде случаев автовладельцу с ограниченными способностями придётся платить за зарегистрированное на него транспортное средство на общих основаниях:

  • инвалид имеет несколько автомобилей в собственности;
  • мощность автомобиля превышает верхний порог 100 лошадей (региональным законодательством может устанавливаться планка в 150 и 200 л.с.);
  • автомобиль куплен самостоятельно и превышает по стоимости и по мощности все льготные нормативы;
  • инвалид записан собственником, но водителем не является (не может являться);
  • автомобиль не оборудован в соответствии с медицинскими предписаниями;
  • инвалид не является собственником автомобиля, а лишь пользуется им.

Следует отметить, что «фальшивая инвалидность» обойдётся водителю чрезвычайно дорого (КоАП стт.12.4, 12.5).

Незаслуженно проигнорированы в законе инвалиды 3 группы, не имеющие льгот при парковке (ПДД) и уплачивающие налоги в лучшем случае в половинном размере.

В большинстве регионов не оговаривается каких-либо льгот для инвалидов 3 группы, что означает, что они не попадают в льготную категорию по транспортному налогу, если не имеют спецавтомобиля (инвалидного) и не приобретали своё средство передвижения при содействии собеса.

Дорогие читатели! Наша статья могла устареть.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа

Или звоните по телефонам:
+7 (499) 938-66-24 - Москва и обл.
+7 (812) 425-62-38 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 350-97-52 - Другие регионы РФ

Это быстро и бесплатно!


Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

двенадцать + четыре =

×
Рекомендуем посмотреть