Система самостоятельного оформления документации по транспортному происшествию для страховой компании без привлечения сотрудников дорожной полиции именуется европротоколом.
Так же называется и стандартная форма, необходимая для заполнения непосредственно на месте ДТП.
Упрощённая схема документирования инцидента возможна при соблюдении определённых условий только в том случае, если водители транспортных средств могут договориться без вмешательства автоинспектора.
Участники ДТП должны знать и учитывать, оформляя и подписывая европротокол, до какой суммы возможно возмещение и в каких случаях такая схема не будет считаться действительной. Даже незначительное несоответствие ситуации требованиям европротокола является основанием для вызова на место происшествия ГИБДД.
Как получить возмещение по европротоколу
ФЗ №40 об ОСАГО 2002/25/04 редакция 2016/03/07 ст.11.1 от 2014/21/07 ФЗ №223
ПП №1002 2014/01/10 редакции 2016/25/04 и 2016/31/12
Главным преимуществом европротокола является быстрое разрешение сложившейся ситуации собственными силами и оперативное заполнение документов, что позволяет в сжатые сроки покинуть место столкновения, не провоцируя пробку.
Зафиксировать самостоятельно обстоятельства дорожного инцидента и передать документ страховщику для получения возмещения по факту транспортного происшествия возможно при наличии ряда условий:
- В происшествие вовлечены всего два автомобиля. Большее или меньшее количество участников аварии не позволяет технически оформить бланк европротокола (не соответствует требованиям).
- Отсутствуют человеческие жертвы и пострадавшие. В аварию не вовлечены пешеходы. Визуальные повреждения получили только ТС автомобилистов-участников дтп.
- Оба водителя застрахованы (или имя человека за рулём фигурирует в действующем полисе). Осаго обоих водителей датированы 2.08.2014 или позже (ФЗ №223 2014/21/07 редакция 2016/23/06 ст.5 п.8). Последнее обстоятельство – лишь требование закона, не актуальное в настоящее время, так как осаго заключается на год (максимум).
- Повреждения получили исключительно транспортные средства. Иному имуществу (городскому или частному), людям и сторонним объектам не нанесено вреда.
- Картина происшествия в глазах участников не разнится, нанесённый ущерб согласован, характер повреждений на машинах не вызывает споров и сомнений, в т.ч. относительно их происхождения.
Европротокол оформляется при наличии всех названных обстоятельств. Если хотя бы одно из условий не соблюдено, обойтись без вызова автоинспекции не получится.
Алкогольное опьянение и демонстративное нежелание подписывать европротокол также потребуют вызова автоинспекторов.
Съёмка места происшествия (видео и фото), показания регистраторов и данные навигаторов приветствуются и учитываются при подписании европротокола и расследовании обстоятельств аварии страховыми компаниями.
[attention type=green]Обязательность использования техсредств и представления подобной информации страховщикам для объективной оценки происшествия и определения виновника вводится с октября 2019 (Закон об осаго ст.11.1 пп.6 и 7; ФЗ №223 2014/21/07 ст.5 п.7).[/attention]
Европротокол при ДТП 2017 — какая сумма выплат предусмотрена?
ФЗ №40 об ОСАГО 2014/21/07 ст.11.1 пп.2-5
При заполнении европротокола существуют ограничения по выплатам в зависимости от региона, где совершено ДТП.
По Осаго закон предусматривает два лимита возмещений при ДТП:
- Для всех российских регионов, кроме Москвы (+ область) и Санкт-Петербурга (+ область), верхняя граница причинённого ущерба, которая может покрываться по европротоколу, очерчивается 50 тысячами. Если дтп, соответствующее требованиям европротокола, визуально оценивается в большую сумму, это не означает, что страховщик вправе отказаться от возмещения ущерба. Следует учитывать, что водителям «навскидку» точно оценить повреждения практически нереально и ошибки +/- вполне естественны. Согласно закону, СК покрывает не более 50 тысяч убытков по европротоколу, а превышающая сумма после оценки подлежит взысканию непосредственно с виновного в инциденте.
- Для ДТП, имевших место в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, верхняя граница возмещения по европротоколу определена в 400 тысяч (Закон об осаго №40 стт.5, 7б). Если обстоятельства дорожного инцидента позволяют претендовать на страховку, превышающую среднероссийский лимит (50 тысяч), то представление страховщику фото- и видеосведений, а также технических данных системы ГЛОНАСС является обязательным условием. Иными словами, с 01.2017 авто, втянутые в дтп в границах Москвы, Санкт-Петербурга и их областей, для возмещения ущерба в полном объёме должны быть оборудованы видеорегистраторами и навигационными приборами с использованием данных системы Глонасс. Требования к техсредствам, которыми должны быть оборудованы авто, и к необходимой для выплаты по европротоколу страховки информации описаны в ПП №1002 2014/01/10 редакция 2016/25/04.
Оформленный бланк европротокола подлежит передаче в 5-дневный срок в СК, оформившую Осаго. При этом каждая из сторон дорожного инцидента передаёт свой экземпляр извещения в свою компанию (1й экземпляр основной, 2й экземпляр самокопир).
Закон обязует автовладельцев, оформивших и подписавших европротокол, представить ТС, причастные к аварии, для осмотра и независимой экспертной оценки ущерба по требованию СК. Ремонт или утилизация колёсного транспорта, причастного к аварии и отмеченного в европротоколе, допускается только по истечении 15 дней, отсчитываемых со дня инцидента.
[attention type=green]Типовой бланк европротокола (Приказ МВД №155 2011/01/04 регистрация в МЮ №20670 2011/05/05) должен быть выдан страховщиком вместе с полисом Осаго (2 штуки). Ограничений в выдаче бланков европротокола не установлено.[/attention]
Заполнение полей
Типовой бланк европротокола заполняется шариковой ручкой, гелевая ручка и карандаш не допускаются.
Лицевая сторона (совместное заполнение)
Основная сторона бланка заполняется обоими участниками происшествия (каждый заполняет свою колонку) и содержит детальную информацию о ДТП и участниках, свидетелях, страховщиках.
Перечисление и характер видимых повреждений (п.14) описывают доступными и понятными терминами.
Краткость и точность формулировок важны.
Необходимо избегать неточности при описании обстоятельств (п.16): стоянка и остановка отличны друг от друга, а обгон и смена полосы обычно идут вместе.
Схема (п.17) должна содержать границы проезжей части, расположение машин, знаки, названия улиц, светофоры, нумерацию домов, разметку и направление движения. Любые предметы, имеющие отношение к инциденту, указывают на рисунке.
Пустые графы прочёркивают. Лицевая сторона заверяется подписями двух сторон.
Оборотная сторона
Заполняется индивидуально после разъединения бланка европротокола. Рекомендуется разборчивым почерком (лучше печатными или полупечатными буквами) внести в текст сообщения максимум подробностей происшествия, чтобы сократить сроки выплат.
При нехватке места допускается использование чистого листа, который прикрепляется к основному документу.
Любые исправления и дополнения вносят с согласия второй стороны. Они заверяются двумя подписями. Отказ одной из сторон подписать заполненный европротокол требует немедленного вызова на место аварии дорожной инспекции, так как в этом случае упрощенный вариант документирования дтп не применим.
Подписи обоих участников происшествия должны быть проставлены на двух экземплярах. Перед подписанием европротокола следует перечитать текст и убедиться, что в документ не внесены сведения, не имеющие отношения к конкретному ДТП.
Обычно оригинальный лист получает потерпевший, а самокопир – виновник.
Оба водителя и машины после этого могут покинуть место аварии.
Практика упрощённого оформления дтп по европротоколу в России крайне мала.
Совсем не многие водители соглашаются на него из-за страхового лимита, который действует только у нас в стране, и целого ряда неурегулированных нюансов (выплаты по каско, изменение показаний одной из сторон после заполнения, отказ СК возмещать ущерб из-за некорректных действий виновника). По этой причине говорить о бесспорных преимуществах европротокола пока рано, несмотря на отсутствие необходимости многочасового ожидания автоинспекторов.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа
Или звоните по телефонам:
+7 (812) 425-62-38 - Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 350-97-52 - Другие регионы РФ
Это быстро и бесплатно!